Браузерная стратегия со скучным строительством, но очень интересными боями

Tom Clancy’s EndWar — одна из последних торговых марок покойного Тома Клэнси, которая уже вряд ли станет столь же популярной, как Rainbow Six или Splinter Cell. «Большая» стратегия под этим названием вышла в 2008 году и собрала достаточно средние оценки — игроки не впечатлились ни голосовым управлением, ни сюжетом про Третью мировую. После восьми лет забвения Ubisoft вновь выводит EndWar на сцену — но теперь в виде браузерной стратегии, распространяемой по условно бесплатной модели.

Сюжет EndWar Online разворачивается после завершения Третьей мировой. Участники конфликта — США, Европа и Россия — обескровлены долгой войной и зализывают раны, отбивая территории у террористов и разномастных «народных республик». Для игрока это выглядит как набор сюжетных миссий, в ходе которых территория страны на карте становится все больше — а вместе с ней растет и сумма на банковском счете.

Потихоньку проходя pve-миссии, вы в конце концов восстановите подотчетную страну в ее прежних границах. Pvp в игре тоже есть, но драться с другими игроками вы будете исключительно за рейтинг. Никакой другой возможности взаимодействовать с другими игроками — торговля, альянсы, заключение договоров — здесь нет.

Воссоединение России в EndWar приходится начинать чуть ли не с Красной площади
Каждый бой — не важно, за территорию или за рейтинг — разворачивается на небольшой арене, где есть два штаба, между которыми протянуто несколько линий — направлений атаки войск. Арены могут несущественно отличаться друг от друга внешним видом и количеством линий для атаки, но суть всегда одна. Подчиненные атакуют строго по линиям. Взять какой-то отряд и руководить им вручную здесь нельзя.

Каждый игрок стартует с определенным количеством отрядов — столько-то танковых групп, столько-то вертолетных и т. п. Выставленный на линию отряд ползет вперед до тех пор, пока не столкнется с противником. Здесь срабатывает принцип «камень, ножницы, бумага» — танкисты беспомощны перед вертолетами, те проигрывают зенитным установкам, которые в свою очередь боятся танков. Спецназ используется для захвата ресурсов, артиллерия сильна, только если доедет до особых позиций, авиация накрывает всех сразу, но беспомощна, если у врага есть истребители. Если игроку удалось обыграть соперника, «очистив» одну из линий — то войска по ней проходят к штабу и достаточно быстро уничтожают его.

Бросить в атаку сразу всю технику нельзя — на это тратятся ресурсы, которые затем постепенно восстанавливаются. Со временем правила усложняются — у войск добавляется такой параметр, как боевой дух, появляется все больше спецспособностей, которые надо вручную включать в нужный момент, становятся доступны особые комбинации войск.

Бой в EndWar — серьезное испытание на внимательность и реакцию. Задача игрока — помнить, какими войсками и на каких линиях атакует враг, правильно «контрить» их и все время искать слабое место, в котором можно прорвать оборону. Продолжать атаковать по двум линиям или бросить оставшиеся силы на третью? Использовать авиацию против спецназа, не дав забрать ресурсы, или сэкономить бомбардировщики, чтобы затем обрушить бомбы на скопления сил врага? Вроде бы несложные вопросы, но в EndWar решать их надо за считанные секунды, причем параллельно с другими делами — поэтому очень легко потерять контроль, выставить все свои войска в неправильном порядке и проиграть.

В EndWar много узнаваемых карт — вот, например, Эйфелева башня
В миссиях против компьютера получается чуточку схитрить, дав сопернику первым выставить свои войска — это позволит выбить первую линию атакующих, получив заметное преимущество. Аналогичным образом играется и асинхронный мультиплеер — обороняющийся игрок в нем только подбирает состав войск, а остальную работу делает компьютер. Намного интереснее выглядит «настоящий» мультиплеер, когда оба игрока управляют войсками в реальном времени. Здесь уже тянуть время не получается — когда враг атакует сразу по трем линиям, используя достаточно сложные комбинации войск, чувствуешь себя многозадачным компьютером, который вот-вот взорвется.

Все бои приносят опыт, а также ресурсы, которые тратятся на развитие базы. Система прокачки в EndWar навороченная и запутанная. Постройка зданий позволяет нанимать новых командиров, отвечающих за разные виды войск — у каждого своя техника с отличающимися характеристиками и спецспособностями. База и командиры растут в уровнях — надо прокачивать здания и навыки, а также подбирать командирам разную экипировку. Условно бесплатная механика тут ровно такая же, как в играх вроде Clash of Clans: чем дольше вы играете, тем больше времени занимает прокачка каждого здания. Но улучшать несколько построек параллельно запрещено — так что приходится или возвращаться в игру через определенные промежутки времени или платить.

К сожалению, вся эта возня со строительством очень сильно рвет темп игры. У EndWar отличная по меркам браузерных стратегий боевая механика — она требует внимания, хорошей реакции и умения принимать неожиданные решения в считанные секунды. Но все удовольствие портит тот факт, что подготовка к бою длится дольше, чем сам бой, и при этом совершенно неинтересна.

Посмотрите рецезнию на сайте