Смесь Minecraft и игры на выживание, в которую крайне сложно играть одному и вообще крайне сложно играть, если вы не слишком терпеливы

Life is Feudal — первый проект независимой российской студии Bitbox. Задуман он как большая онлайновая песочница, но пока реализована лишь часть замысла: единого мира все еще нет, но есть много маленьких серверов, на которые влезает максимум по 64 игрока (поэтому сейчас игра носит подзаголовок Your Own). Весной все «загончики» обещают объединить, так что все игроки окажутся на единой площадке с общими правилами, но пока каждый волен создать собственный мир и развлекаться, как душа пожелает. Кто-то создает серверы с самыми благоприятными условиями — повышенной скоростью прокачки, неразрушаемыми постройками и огромным количеством пищи. Но хватает и миров с пометками «Осторожно! Хардкор!», где скорость прокачки замедлена, дикие животные сидят под каждым кустом, а иногда даже нет права на возрождение — и эти миры, что удивительно, не пустуют.

Начало игры на любом сервере выглядит одинаково: ваш герой приходит в себя непонятно где, почти голый и без еды. Рядом нет ни помощников, ни случайных прохожих с поручениями. Сюжета, двигаясь по которому, герой мог бы набрать уровней и немного окрепнуть — тоже нет, да и уровней нет, есть лишь набор умений, которые предстоит развивать. Все в этом мире придется изучать и делать самостоятельно: придумывать себе задания, выполнять их — или просто пытаться выживать.

Карты всех миров одинаковы. Но двух одинаковых обжитых миров не найти
Мир Life is Feudal идеально подойдет для исследователей, которым интересно собирать все, что глаза видят, и экспериментировать с этим. Примотайте кусочек кремня к палке прочной травой — получите топор или кирку. Приспособьте несколько кремней в ряд — вот и пила. Чтобы соорудить глиняную хижину, придется накопать глины. А чтобы посадить картошку, надо вначале эту картошку найти в дикорастущем виде. Все производственные процессы максимально приближены к реальности — насколько это возможно в игре. Если вам потребуется кожаная броня, ее не выбить из оленя и не купить у городского торговца — хотя бы потому, что нет здесь торговцев, да и город надо вначале построить.

Самое очевидное дело, которым рано или поздно займется любой поселенец — строительство дома. Для этого нужно выбрать подходящую полянку и особым образом «заклеймить» ее, объявив своей собственностью. Главное в вашем доме — дверь: пока ее нет, любой может войти внутрь и порыться в сундуках. Строительство дома вполне может занять несколько недель вашего реального времени, так что если вы им дорожите — найдите сильную гильдию, которая обеспечит вас ресурсами и дополнительными рабочими руками или вообще сразу выделит готовое жилье.

Игра, безусловно, очень похожа на Minecraft
Но плоды собственных трудов в Life is Feudal приносят намного больше радости, чем свалившиеся с неба блага. Вот этот клочок земли ты вскапывал примитивной лопатой, сажал в него с трудом добытую луковицу и ждал, когда крошечный огородик даст плоды. Вот эти яблони выросли из саженцев, которые ты выкапывал в лесу, ночью, холодея от мысли, что в кустах рядом, кажется, кто-то есть. А сколько пришлось перекопать земли, пока набралось глины на эту крохотную хижину! И как круто было встретить однажды еще одного такого же одиночку и решить выживать вместе — с тех пор и дело пошло не в пример быстрее: вот-вот уже докопаем до руды в шахте, выстроим кузню, скуем железные кирки и начнем тесать камни для большой, удобной усадьбы. Вот тогда заживем!

Примерно так вы и будете играть в Life is Feudal — каждый вечер, кропотливо, понемногу, очень медленно, много раз повторяя одни и те же действия, осваивая один рецепт за другим, развивая хозяйство и накапливая ресурсы. Разумеется, такой род занятий понравится только определенному типу людей, и если вы к ним не относитесь — рано или поздно вам станет до смерти скучно и вы отправитесь воевать и грабить. Мирные поселенцы будут вас ненавидеть — но даже они в глубине души должны признать, что без вас этот мир был бы совсем уж уныл.

Дом можно построить по готовому проекту, а можно — самостоятельно, буквально по бревнышку
Нападать на других игроков можно в любом месте, но бессмысленные убийства игра все-таки не поощряет: постепенно падает карма (здесь она зовется мировоззрением). Улучшается мировоззрение молитвами, но стоит ему достичь определенного уровня, и божества перестанут реагировать на ваше мнимое раскаяние. После этого смерть для вас будет означать потерю очков умений и характеристик. Единственный способ обойти это ограничение — обзавестись тупым оружием, которое не убивает жертву, но отправляет ее в глубокий обморок и дает возможность обчистить карманы.

На легкую поживу рассчитывать не стоит: отпор грабителю способен дать любой фермер. В Life is Feudal нет классов, игрок может прокачивать любое умение — и если он, например, хорошо владеет лопатой, то этой же лопатой, которой он обычно копает грядки, может очень удачно засветить вам по темечку. Магии в игре нет, а драки больше похожи на кабацкие потасовки, чем на изящные поединки. Боевая система без захвата цели и в зачет идут только удары, нанесенные острием: достаточно встать слишком близко или чуть отвернуть камеру, и все удары уйдут в молоко. Конечно же, кремниевым ножом не пробьешь кольчугу, а лохмотья не защитят от стального меча — так что обычно в поединке побеждает тот, кто лучше одет или вооружен.

Захваченную крепость можно разрушить, если есть много свободного времени и желания. Но проще собрать все добро из сундуков, загрузить в телегу и увезти домой
Для тех, кто не любит мелочиться и обирать прохожих, но уважает большие драки, в игре есть войны гильдий. Собравшись толпой, можно напасть на чужой город или взять штурмом крепость. Обычно гильдейские территории охраняются особым монументом, но его действие не постоянно. В тот момент, когда охрана падает, вооруженная самодельными луками и мечами армия может вломиться в чужие владения, заставить сдаться всех защитников, а не сдавшихся — убить или оглушить.

Life is Feudal уже выглядит достаточно хорошо и продуманно, хотя технически все еще далека от совершенства: зависания, вылеты, откаты серверов — все это портит ощущения от игры. Стоит нескольким игрокам одновременно заняться рытьем канавы или начать ровнять участок под хижину — и весь сервер тут же начинает тормозить. Миры то и дело перезапускают, стирая результаты труда всех поселенцев — и им приходится начинать все сначала. Удивительно, но многие, хоть и вздыхают, но возвращаются, обычно со словами «теперь, когда я знаю игру, я сделаю все гораздо лучше».

Каждая смена времени дня заставляет игровой мир превратиться в скриншот. Не потому что красиво, а потому что сервер виснет
Впрочем, не технические сложности вызывают самые большие опасения. Сложнее всего дать ответ на вопрос, что заставит людей играть не день и не неделю — но месяцы и годы? Чем они будут заниматься после того, как обустроят собственное поместье, деревню, город, крепость? Зачем им идти войной на соседей, если любые ресурсы можно с таким же успехом добыть на собственной территории? Какое-то время можно драться просто чтобы драться. Но надолго ли этого хватит и что будет потом?

Life is Feudal — неплохая маленькая игра, которая удачно сочетает элементы Minecraft и игр на выживание. Если вас не смущает тот факт, что здесь вы практически бессильны в одиночестве и не пугает идея полгода копить материалы на броню — попробуйте. Игра стоит полторы тысячи рублей, но это вполне адекватная плата за возможность на своей шкуре ощутить, каково это — пожить в настоящем средневековье.

Как поиграть: игру можно приобрести в Steam за 1499 рублей.

Смотрите рецензию на сайте